Советы

  Новости  

  Вечерникам  

  ОДУ  

  ТФКП  

  УМФ  

  ИМО  

  Логика  

  Результаты к.р.  

  Посещаемость  

  Курьёзы  

  ЛаТеХ  

  Ссылки  

  Моё расписание  

  Связь  

  Советы  

По учебному процессу.
  • Не бойтесь математики. Страх или отвращение автоматически ухудшают конечный результат на порядок. Кроме того, Вы наполняете свою жизнь страхом и отвращением. А могли бы радостью и удовольствием. Что я Вам настоятельно и рекомендую.
    Будьте уверены: если Вы достаточно пораБотаете, Вы во всём разберётесь.

  • Не бойтесь задавать вопросы. Вот что говорит член-корреспондент РАН Д.П. Костомаров: "Друзья мои! Не забывайте: не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы!"
    Задавая вопросы, Вы убиваете двух зайцев: во-первых, Вы лучше разберётесь в материале; во-вторых, преподаватели, как правило, запоминают тех, кто задаёт вопросы, и дальше подсознательно считают таких студентов хорошими и старательными.

  • "Самый хороший способ чему-то научиться, – это поучить этому других." Если Вы лучше некоторых своих однокурсников разбираетесь в том или ином предмете, помогайте им, отвечайте на их вопросы, разжёвывайте мелочи. Не исключено, что отвечая на казалось бы "глупый" вопрос, Вы обнаружите, что в чём-то не до конца разобрались.
    Если же Вы как раз хуже большинства понимаете предмет, не стесняйтесь спрашивать тех, кто понимает лучше, а если они не захотят отвечать, дайте им прочитать начало данного совета!

  • Даже если Вам кажется, что преподаватель "плохой", это не значит, что Вы не можете у него научиться. Один профессор-математик рассказал мне, что у них на мех-мате был на первом курсе плохой преподаватель, ничему не учил. Однако, в отличие от многих своих одногруппников этот будущий профессор стал заниматься сам, ходил в библиотеку, разбирался...
    Результат самостоятельных усилий – более крепкие знания, более глубокое понимание, лучше развитое математическое мышление.

  • Даже если Вам кажется, что преподаватель "плохой", то возможно, вы просто образуете с ним конфликтную соционическую пару. Например, интуитивно-логический экстраверт всегда будет раздражён как действиями, так и бездействием этико-сенсорного интроверта, и тут уж ничего не поделать. А поскольку типов всего 16, то для каждого преподавателя почти в каждой группе найдётся хотя бы один студент, с которым у него будет взаимная и непреодолимая неприязнь. Подробнее об отношениях представителей различных социотипов можно узнать здесь.
    Что можно посоветовать в таком случае? Если не можете поменять группу, старайтесь не идти на поводу у своих чувств. В конце концов, наука (в частности, математика) – очень логичная конструкция, не имеющая никакого отношения к миру чувств. Поэтому вполне можно пользоваться преподавателем любого соционического типа как абстрактным источником информации, "говорящим учебником, умеющим отвечать на вопросы". Также и преподаватель на контрольных, зачётах и экзаменах в любом случае будет смотреть на правильность Ваших решений, полноту и логическую справедливость Вашего ответа на экзамене.

  • "Если Вам дали высшее образование, то это ещё не значит, что Вы его получили..." Увы, очень многие полагают, что темы, пройденные на первом (втором, третьем...) курсе, им больше не понадобятся. Это – ужасное заблуждение. Курс обучения построен так, чтобы сначала проходились те темы, которые в дальнейшем будут использоваться (что естественно!). Постарайтесь не попадать в положение одной моей бывшей студентки (кстати, весьма одарённой, но не приложившей на втором курсе достаточно усилий), которая на третьем или четвёртом курсе подошла ко мне и сказала: "Почему Вы нам не говорили, что контурные интегралы будут постоянно ипользоваться?!! Я бы их тогда выучила бы..." (Контурные интегралы – тема из курса ТФКП, который я у неё вёл на втором курсе).

  • Ходите на занятия и не пренебрегайте домашними заданиями. Лекции и семинары – это помощь Вам в получении знаний и подготовке к зачётам и экзаменам. Программу МИФИ продумывали люди, имеющие большой опыт преподавания и знающие, что большинству студентов действительно вся эта помощь необходима. Как сказал мне на последней пересдаче один студент, пропустивший все семинары и лекции семестра, "Я думал, что сам всё выучу. Но если не ходишь, то и делать ничего не хочется."

  • Если Вы пользуетесь электронными версиями лекций и семинаров с этого сайта, то можете упростить себе поиск формул, теорем и т.п., на которые есть красная ссылка в тексте, просто кликнув по этой красной ссылке. Только запомните перед этим, на какой странице Вы находились, так как обратно к исходному месту текста придётся возвращаться вручную.
    Если Вы распечатываете .pdf файлы с этого сайта, то в большинстве случаев удобнее распечатывать их в режиме "2 страницы на странице". Хотя это, конечно дело вкуса...

По зачётам и экзаменам.
  • Не бойтесь!!! Страх на экзамене отнимает слишком много сил. Я неоднократно сталкивался со студентами (чаще со студентками), чей ответ в начале вполне соответствует оценке "отлично", но руки дрожат от ужаса, и через 10-15 минут, этот человек уже перестаёт соображать и отвечает хуже, чем нужно на двойку! Мне ещё ни разу не попадались студенты, плохо знающие материал и дико боящиеся на экзамене. Почему-то больше всего боятся именно те, кому бояться нечего!

  • Если экзаменатор Вам говорит, что Вы неправы, не говорите "Нам так рассказывали на лекции" или "Нас так учили на семинаре". Я ещё ни разу не встречался с ситуацией, когда это оказывалось правдой. Наоборот, человек, это произносящий, даже не понимает, что сказал перед этим такую ерунду, которую ни один преподаватель и в бреду не сможет сказать! Фактический итог: студент обвиняет преподавателя (на чьи лекции или семинары он ссылается) в некомпетентности, расписываясь в том, что он даже не в состоянии отличить полную ерунду от строгих и логичных рассуждений... Как правило, это приводит к двойке. Но не из мести со стороны преподавателя, а из-за того, что уровень отвечающего эта фраза показывает сразу, и это уровень двойки.

  • "Первое действие – подумать!" Очень часто, услышав вопрос от экзаменатора, студент (чаще студентка) начинает сразу уверенным тоном отвечать первое, что ему (ей) приходит в голову. В подавляющем большинстве случаев это полная бессмыслица, набор знакомых слов. Видимо, в школе оценивалась скорость и уверенность, а не правильность ответа. Но эта школьная привычка может дорого обойтись в Вузе. "Иногда лучше жевать, чем говорить!"
    Остановитесь и подумайте, а когда будете уверены, что знаете правильный ответ, поднимайте руку.

  • Перед зачётом/экзаменом обязательно надо выспаться.

  • Бессмысленно пользоваться шпаргалками или списывать у соседа. Любой преподаватель после первого Вашего ответа на дополнительный вопрос поймёт, насколько Ваши реальные знания соответствуют списанному тексту. Поверьте, это видно сразу! Не тратьте времени на составление шпаргалок – лучше потратьте его на то, чтобы разобраться в материале. Результат всегда будет не хуже!

  • Не бойтесь дополнительных вопросов на экзамене. Это – не стремление Вас завалить! Это либо подсказка (!), либо просто сбор информации о Ваших знаниях (если есть сомнения, что ставить – четыре или пять:).

  • Не ходите на консультацию перед экзаменом, если у Вас нет конкретных вопросов по сдаваемому курсу. Это пустая трата нескольких часов, за которые можно пол-курса повторить.

  • Для того, чтобы быть готовым на "пять", как правило, достаточно четыре раза повторить весь курс: первый раз – читаю и разбираюсь (в каждом доказательстве), второй раз – читаю и вспоминаю (начинает выстраиваться логика всего курса), третий раз – по списку вопросов сам рассказываю, подглядывая в лекции, если что-то забыл, четвёртый раз – сам всё отвечаю, почти никуда не подглядывая.

По жизни.
  • "Если насилие неизбежно, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие". Так как Вам учиться в МИФИ не один месяц, то постарайтесь сделать для себя приятным сам процесс учёбы. Попробуйте почувствовать внутреннюю красоту каждого предмета, она есть – не зря же некоторые люди выбрали этот предмет в качестве работы на всю жизнь! Попробуйте наслаждаться решением задач, видеть красоту в логических переходах доказательств, радоваться новым навыкам и умениям. Помните: наша жизнь наполнена НАШИМИ чувствами, и только от НАС зависит, какими именно.


    Таким образом, Вы всегда перед выбором: либо пойти на поводу у отвращения и раздражения, либо (чуть сместив точку зрения) испытывать радость творчества (сопереживая творцам – авторам теорий, которые Вы проходите), удовольствие от красоты предметов, которые раньше были совершенно неведомы.

  • "Всё успевает тот, кто никуда не торопится" (© профессор Ф.Ф. Преображенский). Если в течение семестра Вы прорабатываете материал, повторяете лекции, задаёте вопросы, делаете домашние задания, Вам это не будет непосильной ношей, и Вы будете успевать отдохнуть. При этом Вы сэкономите массу усилий, нервов и здоровья во время сессии, поскольку Вам уже не придётся пытаться "объять необъятное", что, как известно, невозможно...
    Если всё же на успешную учёбу по всем предметам у Вас не хватает сил, определитесь со своими приоритетами: какие предметы лично Вам надо знать идеально, а какие только для галочки. И распределяйте свои усилия соответственно. Но не забывайте, что даже чтобы получить "галочку", надо выполнить необходимый минимум по данному предмету. Поэтому в первую очередь выясните, чего от Вас будет требовать преподаватель на зачёте-экзамене, и радостно и с упоением выучите необходимое и достаточное количество материала. Не откладывайте на потом больше, чем сможете потом сделать. В частности, если Вы решили, что математика для Вас – дело десятое (как такое может решить студент МИФИ, представить себе не могу!), то минимум, что Вы должны быть в состоянии сделать для зачёта – это уметь решать задачи по основным темам, а для экзамена плюс к задачам ещё и знать все определения, формулировки теорем, уметь их применять и знать хотя бы идеи их доказательств. Без этого

  • "Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает." Научитесь быстро и эффективно отдыхать и не жалейте на отдых пары часов в день (и 5-10 минут каждый час). Тогда остальное время можно посвятить работе. (Смена занятий – тоже отдых.) Иногда для успешной сдачи экзамена полезнее накануне погулять в лесу часа два, вместо того, чтобы эти два часа просидеть над книжками и тетрадками. То же самое относится и к учёбе в течение семестра.

  • Если Вас заинтересовала соционика, не придавайте ей слишком много значения. Она действительно может помочь Вам избежать некоторых ошибок, но излишне рьяное к ней отношение может привести к другим. Она очень похожа на всеохватывающую теорию, но никакая классификация человеческих типов и отношений не может быть исчерпывающей: всё-таки все люди разные. Как и любой инструмент, соционика имеет свою область применимости и хороша в руках профессионала.
    Не разрушайте установившиеся отношения (если они, конечно, добрые) только потому, что Вам показалось, что Вы образуете неподходящую пару. Ведь по-настоящему точно определить соционический тип может только профессионал с богатым опытом.
    И прочитайте раздел, посвящённый распространённым ошибкам и заблуждениям поклонников этой теории.



Hosted by uCoz